Как я пришел к оптимальному процессу?
Прежде, чем начать, я скажу, что большинство своих знаний по этой теме я получил из своего личного профессионального опыта и общения с коллегами. Я имею высшее техническое образование и дополнительного бизнес-образования и каких-либо курсов по общению с заказчиками я никогда не проходил. Мне нравится идея гедонизма и скорее всего, постоянное внутреннее желание свести количество стресса при разработке сайта к минимуму подталкивало меня искать решения, как организовать процесс наиболее оптимально, чтобы нам не было стыдно за результат работы, а полученная сумма и удовольствие от работы соответствовали количеству потраченных на нее сил.
Заблуждения о дизайне
Типичный заказчик
То, что вы нарисовали, не соответствует тому, что у меня в голове
Так рассуждают многие заказчики, ожидая, что дизайнер нарисует им то, что они себе напредставляли в голове. Хорошо, если вы каким-то невероятным образом попали в ожидания заказчика. Но проблема в том, что чаще всего дела обстоят иначе. Почему?
Одна из главных проблем кроется в том, что многие заказчики зачастую не понимают, что такое дизайн сайта. Мы можем им это простить по понятным причинам. Но что удивительно, некоторые дизайнеры, порой даже с большим количеством весьма приятных на вид работ в портфолио, неверно полагают, что дизайн – это красивая картинка "чтобы нравилось заказчику".
Давайте обратимся к википедии и уточним, что же такое дизайн в глобальном смысле:
Википедия
Считается, что в более широком смысле дизайн не только призван к художественному конструированию, но и должен участвовать в решении более широких социально-технических проблем функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств.
Ключевое значение имеют слова "решение проблем". И, как вы догадываетесь, проблема заказчика, который заказывает разработку дизайна сайта, состоит далеко не в том, чтобы дизайнер нарисовал картинку из головы, но в том, чтобы решить вопрос "Зачем заказчику сайт?"
Понимание этого позволит избежать недопониманий между дизайнером и заказчиком, а также позволит сделать процесс более прогнозируемым.
Вывод: правильное понимание того, что такое дизайн и для чего он нужен, поможет избежать лишних проблем и недопониманий между заказчиком и исполнителем.
Семь раз отмерь...
Еще один важный момент, который упускают из внимания многие как заказчики, так и дизайнеры, состоит в том во главу угла ставятся сроки, а не результат работы. И, вместо того, чтобы выяснить как можно больше деталей о заказчике и его бизнесе, дизайнер хочет как можно быстрее получить деньги и побыстрее нарисовать, потому как уверен в своем божественном чувстве стиля. Здесь кроется второй дьявол.
Старинная поговорка гласит "Семь раз отмерь, один раз отрежь". Не стоит забывать о ней. Прежде, чем начать что-то рисовать, разузнайте максимум информации. И в первую очередь задавайте вопросы о назначении конечного продукта, а не о том, какой шрифт использовать и в какой цветовой гамме должен быть сайт. В противном случае, вы рискуете нарисовать красивую картинку, которая будет раскритикована и в лучшем случае вас попросят предоставить еще одну версию (а потом еще одну, а потом еще, а потом...), а в худшем – попросят вернуть деньги как неустойку за несоответствие ожиданий и реальности.
Вывод: прежде, чем приступать к работе, не стесняйтесь выяснить как можно больше информации о бизнесе заказчика.
в лучшем случае вас попросят предоставить еще одну версию (а потом еще одну, а потом еще, а потом...), а в худшем – попросят вернуть деньги как неустойку за несоответствие ожиданий и реальности.
Веб-дизайн – это оформление контента
А вы как думали? Да, дизайн – это оформление контента. Нет контента, тогда и нечего оформлять. Если вы не согласны с этой мыслью, тогда перечитывайте этот абзац снова и снова, пока не поймете, что это так.
В первую очередь, это понимание нужно вам, а во вторую – заказчику. Ошибочно предполагать, что сначала вы нарисуете красивую картинку и наполните ее рыбой вроде Lorem Ipsum, и натыкаете изображений из интернета, а потом заказчик вставит туда свои тексты и фотографии. В большинстве случаев это будет напоминать мемы "Ожидание vs Реальность". Когда вместо качественной фотографии вставляются замыленные фотографии, сделанные на смартфон, а вместо 1-го абзаца текста вставляется первый том "Войны и Мир" Льва Толстого. Все ваши труды дружно пойдут коту под хвост.
Донесите эту мысль вашему заказчику и не ведитесь на слова клиента:
"Вы пока что-нибудь туда вставьте, а мы потом напишем тексты и подготовим фотографии"
А если уж и согласились оформлять то, чего нет, то будьте готовы сгенерировать за заказчика что-то похожее на настоящий контент. В противном случае придется переделывать.
Вывод: не торопитесь побыстрее что-то нарисовать, пока нет хотя бы набросков реального содержимого.
Нельзя оформить то, чего нет
Доверие и правильное распределение ролей
Когда вы идете к стоматологу, то вряд ли вы ему говорите, как вас лечить. Скорее всего вы ему всецело доверяете. В противном случае, процесс лечения будет сопряжен не только со стрессом, связанным с зубной болью, но и со стрессом от недоверия и мыслей о том, что сейчас вам сделают что-то не так.
При работе с заказчиком необходимо правильно распределить роли. Кто пациент, а кто врач. Кто пришел с проблемой, а кто ее решает. В противном случае, результат работы будет неподконтролен исполнителю, в то время как отвечать за него придется именно ему.
Возможно, что у заказчика был неприятный опыт работы с прежним исполнителем и этот опыт теперь выражается в недоверии к вам. Заказчика можно понять. Но в то же время, стоит приложить все усилия, чтобы вызвать доверие к вам уже на старте работ. Иначе, я повторюсь, за то, что исполнителя попросил сделать заказчик в буквальном смысле, отвечать все равно придется исполнителю.
Вывод: отделяйте свою зону ответственности от зоны ответственности заказчика. Если заказчик вам не доверяет, нужен ли вам такой заказчик?
Когда-то давно я делал выпуск по схожей теме на одном из моих youtube-каналов:
Последние несколько лет, перед началом основных работ по заказу, я стараюсь максимально донести идеи этой статьи до клиента. Если клиент их не принимает, то я отказываюсь от такого заказа, возвращая предоплату. Ощущение личного комфорта и удовольствия от работы для меня первостепенно.
Минимизация субъективной составляющей процесса
Сайт – это инструмент, а не просто картинка, которая должна кому-то понравиться. Все или почти все в его дизайне должно иметь практический смысл. Другими словами, любой элемент дизайна должен быть логически обоснованным, служить какой-то практической цели. Например, привлекать внимание пользователя к чему-либо, информировать о чем-либо, вызывать чувство доверия и т.д.
Поэтому, учитывая вышесказанное, оценивать дизайн словами "нравится" или "не нравится" нельзя. Такая оценка слишком субъективна и неконструктивна. При работе над дизайном важно донести заказчику, что критика должна быть объективной настолько, насколько это возможно.
Вместо "не нравится", попросите дать заказчика более развернутый ответ. Заказчик должен отдавать себе отчет в том, что дизайн сайта не обязан нравиться ему из-за личных вкусовых предпочтений. Например, если заказчику безумно нравится красный цвет, то его необязательно нужно добавлять во все элементы сайта, так как это не несет никакого практического смысла, кроме удовлетворения личной потребности человека, не имеющей ничего общего с потребностями бизнеса заказчика.
Вывод: минимизируйте наличие субъективной составляющей при оценке результата работы.
Не все дизайнеры в курсе, что дизайн делается для людей. Обычно дизайн делается для заказчика, для зарплаты, для конкурентов, для коллег по цеху.
Правки, правки, правки... Да сколько можно?
Еще один краеугольный камень, про который спрашивают заказчики – это сколько вариантов дизайна будет предоставлено и сколько правок можно вносить.
Я всегда стараюсь объяснить, что количество вариантов дизайна всегда одно, а количество правок – не более 3-х циклов. На вопрос "Почему только один вариант, у других как минимум 2?" я предпочитаю отвечать так:
Мы разрабатываем веб-дизайн не для того, чтобы угодить вам, а для того, чтобы решить проблемы вашего бизнеса. Необходимо выяснить вашу проблему, получить всю доступную информацию и оттолкнуться от некоторой логичной гипотезы, которая ляжет в основу дизайна. Проверить, верна ли эта гипотеза или нет, вы сможете только тогда, когда через ваш сайт пройдет достаточное количество пользователей, иначе никак. После этого отпадает всякий смысл рисовать несколько разных вариантов дизайна на старте.
Правда, стоит оговориться, что бывают отдельные случаи, когда заказчику требуется изначально несколько вариантов дизайна для проверки разных гипотез.
Имеет смысл количество правок. Они всегда будут по той причине, что какая-то информация может измениться в процессе разработки, или дизайнер может неверно истолковать некоторые ответы заказчика. Важно на старте объяснить, что будет считаться правкой и в каком количестве они могут вноситься в рамках вашего договора.
Вывод: важно донести мысль о том, что нет смысла создавать несколько вариантов дизайна.
Вместо скрупулезного подсчета количества замечаний от заказчика я пришел к идее цикла правок. Под одним циклом понимается список правок, присланных клиентом в течение суток.
Итог
Мой опыт ведения процессов при разработке сайтов – это результат как минимум 10-ти лет работы с разными заказчиками. Но не стоит списывать мою субъективную составляющую. Для меня при работе с заказчиком в первую очередь важен комфорт и отсутствие стрессов, поэтому я стараюсь отказываться от тех заказчиков, которые потенциально могут потрепать нервы. Возможно, что для тебя, мой читатель, удовольствие от денег может покрыть достаточную долю стресса и потраченных нервов, поэтому некоторыми из моих советов можно и пренебречь.
Спасибо за внимание!
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.